ПОСЛАТЬ ПИСЬМО НА ГЛАВНУЮ
Новость Церковь Государь Кесарь Форум Календарь
 
 

 

СЛОВО Пред совершением панихиды о
Благочестивом Государе Императоре НИКОЛАЕ I
(произнесено 20 ноября 1855 года)

Архиепископ Одесский и Херсонский ИННОКЕНТИЙ



"Вчера мысовершали молитвеннопамять о кончине АЛЕКСАНДРА БЛАГОСЛОВЕННОГО; аныне молимся оуспокоении души НИКОЛАЯ ПОДВИГОЛЮБИВАГО,который в этот самыйдень взошел некогда наПрестол Всероссийский. Итак,пред нами сии двавеличайших Монарха, свысоты могущества своего иславы сошли вмогилу: Нужна липосле сего в настоящие дни какая-либопроповедь?.. Разветолько с горестью духавоскликнуть: о бренность и краткостьбытия нашего на земле! Опревратность искороисчезаемость величия имогуществачеловеческаго! Притаких-то гробах познается во всей силесправедливость словапророческаго: ":всякаплоть стено, и всяка слава человечаяко цвет травный: изшетрава, и цвет отпаде":(Исаии 11, 6)!

Но и в сем, так недлинном предвериивечнаго бытия человеческаго, какованаша жизнь на земли,усматривается, однакоже, по временам не малаяразность. Большаячасть людей приходитна землю, и сходят с ней, как волны моря, непринося с собою и неунося ничегоособеннаго. Но бывают жизни, так обильнывнутренним значением икачествами, так важныяпо своему действию на всечеловечество, что ихможно уподобить целымприливам и отливам морским.


Такова была жизнькаждого извоспоминаемых намиМонархов. Александр Благословенный - приодном имени егоневольно пробуждаетсяв памяти и воображении целаячетверть настоящегостолетия; являетсяснова ряд царств и престолов, не имниспроверженных, а имснова поднятых иутвержденных на своем месте; восстаетво всем грозномвеличии своем 1812 год, спылающею, как очистительная жертваМосквою, с поникшимдолу и милуемым, какгрешник кающийся, Парижем. Затемоткрывается новыйпорядок вещей, и как бытворится новый мир, в коем правосильнаго подчиненоуже святости долга,который проникнут не одноюмудростию иблагоразумиемчеловеческим, а духом илюбовию христианскою, ипосему справедливоукрашался именем Союзасвященнаго. И кто, как некийАрхангел, стал и доконца своей жизнистоял, со своим скипетром и мечем, на стражесего Союза? Тот жеАЛЕКСАНДРБЛАГОСЛОВЕННЫЙ. Сколько других, истинновеликих иблагодетельныхсобытий, коими всерадовались, и за которыя всеблагословляли нас,даже самые, бывшыядотоле, враги наши! Смотришь натогдашний мир, ирадуешься, не только засвое Отечество, но и за другие народы,тогда освобожденные ивозвращенные к ихприродному бытию и благоденствию.Один тогдашний исполинбрани, не дававшийникому покоя, и движениемзамыслов своеговластолюбияпотрясавший весь свет(Наполеон Бонапарт -прим. А. Р.), - один онсидит в печали средиокеана и томится в печали набезплодной скале. Но ион повержен в этунеисходную без стен темницу немщением каким-либоАЛЕКСАНДРА, коегодолею было токмо миловать и радовать, амнением и приговоромцелых народов, или пачетайным определением правдынебесной.

Кто не желал продолжения такому благословенному Царствованию? Вспоминая его, и теперь чувствуешь некоего рода сожаление, что оно не продолжилось до поздних пределов жизни человеческой, и России не дано было увидеть и испытать на себе то,что готовила для нея мудрая опытность Монарха,. Наставленнаго - и можно сказать -перевоспитанного рукою Самаго Провидения в училище грозных событий всемирных и всякого рода испытаний.

При воспоминании засим недавно почившем вБозе Монархе (НИКОЛАЕ I), первее всего должносказать, что, с наступлением его Царствования, этоправедное сожаление окончине его великого предшественника не увеличивалось,а с каждым днем видимоуступало местовсеобщему успокоению мыслей.Скоро увидели все икаждый, что этопреемник почившего не по крови токмо иплоти, а и по духу и посиле воли, истинноДержавной. Ему не сужденобыло Свыше, какАвгустейшему братуего, стоять и устоять противу какого либоноваго исполина браней: но вместо сего он должен был всю жизнь единоборствовать противу тлетворного духа мятежа и возмущений народных, который обольстил собою едва не всюв селенную, и один стоил многих завоевателей. И кто может сказать, что он поник когда-либо пред сим опасным и злохитрым врагом? -чтобы не сразил его везде, где только встречался с ним лицом к лицу? - Право и долг были всегдашним знаменем почившего Монарха; безкорыстие, благородство духа и чистота намерений - его спутниками. Неправда и лукавство восточных соседей наших и его принуждали извлекать из ножен меч; но он всегда с радостию спешил вложить его в ножны, коль скоро открывалась возможность к тому. Тридцатилетние неутомимые труды егона пользу Отечества, сопровождавшиеся множеством общеполезных учреждений свидетельствуют, как пламенно любил он свою Россию; воскрешенная Греция, упроченная на потрясенном было основании Германия, самая нынешняя брань за Восточное Христианство -показывают, как искренне любил он человечество. Не его вина, если пролилось столько крови за то, ради чего,впрочем, всем бы надлежало быть готовыми пролить свою кровь, только непротиву нас, а против врагов Креста Христова. Великая и Святая цель почившего Монарха - доставить успокоение страждующему на Востоке столько веков Христианству, могла быть достигнута без всякой брани, и без вреда для кого-либо, к единой радости и успокоению всех; если бы только противу сего Святаго дела не стали с ожесточением явная зависть и давняя,тайная вражда к нам западных недругов наших, и если бне были злонамереннораспалены ими противу насвсюду страстичеловеческие.

Всевышний Самрассудит сию великую инеожиданную прю, и пока же современем - на чьейстороне былаискренность, на чьей - лукавство.Но мы, уверенные вблагих и чистых видахпочившаго, не можем не жалеть отвсего сердца, что и емуне дано былодостигнуть обыкновенных пределовжизни. Чрезвычайные труды идолговременная непрестанная деятельностьнеминуемо должны былисократить срок егоЦарственного служения, - исократили!

Таким образом,братия мои, пред нашими,можно сказать, очамидва великих Монарха наших сПрестола сошли вмогилу, и те, коиуправляли обширнейшим в мире Царством идавали направлениеедва не всему свету,почиют теперь, яко же ипрочие человеки, вгробах своих на маломпространстве земли. После сего, нужнали еще какая нынепроповедь о бренностиестества человеческаго, и о томчто, живя на земле, всеми каждому из нас, должножить не для одной земли, а пачевсего для неба, где нашеистинное место, уже нена время токмо, а набезпредельнуювечность? АМИНЬ".

АРХИЕПИСКОП ИННОКЕНТИЙ

 

 

 
 


©2003-2004
Хостинг от uCoz