ПОСЛАТЬ ПИСЬМО НА ГЛАВНУЮ
Новость Церковь Государь Кесарь Форум Календарь
 
 

 

ДОБЛЕСТНЫЙ АРХИПАСТЫРЬ

 

к 145-летию со дня представления

Архиепископ Одесский и Херсонский ИННОКЕНТИЙ (Борисов)
( 1857 г.)

В бурный, овеянный кровью и славой русского оружия XIX век, Господь послал России великих Святых угодников Божиих, проповедников и просветителей. Имена оных навечно вписаны в золотые страницы Истории Русской Православной Церкви. Вслед за Митрополитами Московскими Платоном (Левшинов), Филаретом (Дроздов) и Макарием (Булгаков) своими проповедническими и учено-богословскими трудами прославился и Архиепископ Одесский и Херсонский ИННОКЕНТИЙ.

Имя сего блистательного духовного мужа Церкви было широко известно всей Великой России. А ныне оно почти забыто. Меж тем его пламенные проповеди доселе будоражат душу и пробуждают ее от сна лености и хладности. Кто же был избран Господом для пасторского служения?

"Иннокентий Борисов, Архиепископ Херсонский ИННОКЕНТИЙ, в мире Иван Борисов, сын священника, получил воспитание в Орловской семинарии и Киевской Академии.

Ученая деятельность его начиналась в Санкт-Петербурге (1823 г.), где он принял монашеский постриг, а процветала главным образом в Киеве, где он был ректором Академии и профессором богословия (1830-1839 гг.). Здесь он начал Епископское служение в сане викария, затем преемственно занимал кафедры Вологодскую, Харьковскую и Херсонскую (1839-1857 гг.). В коронацию Императора Александра II (26 августа 1856 г.), он был назначен членом Священного Синода.

Главную славу ИННОКЕНТИЯ, как и Филарета, составляет необыкновенный проповеднический талант. Современник знаменитого Московского витии, ИННОКЕНТИЙ отличался от него тем, что действовал по преимуществу на чувства слушателей и увлекал их необыкновенной ясностью и простого слова и художественною картинностью представлений и образов. Ко всему этому ИННОКЕНТИЙ был знаменитый импровизатор и всегда говорил без помощи тетрадки. Строго обдуманные слова его изливались сами собою и из души его, как бы объятой вдохновением. И как ни прекрасны его проповеди в печати, они все-таки, по отзывам слушателей, не могут увлекать читателей так, как увлекало его живое вдохновенное слово.

В истории богословского образования ИННОКЕНТИЙ известен тем, что он, как знаток новых языков, внимательно следивший за развитием богословской науки на Западе, сделал первые попытки к сближению с нею Православного богословия, за что, иногда, подвергался упрекам со стороны ревнителей православной старины. В то же время ИННОКЕНТИЙ старался сблизить богословскую науку с другими отраслями знаний. Он не любил естественные науки, и в его воззрениях они не только не противоречили, но наилучшим образом служили богословию.

Как начальник и Архипастырь, Иннокентий снискал во всех местах своего служения общую любовь отеческою близостью к подчиненным и пасомым. Учрежденные им литературные вечера имели целью сблизить служителей духовной науки с благонамеренными светскими деятелями. Здесь читались лекции и проповеди, велась оживленная беседа о религиозных вопросах; "никогда с полгода не вычитаешь из всевозможных журналов", говорит один из участников этих литературных бесед, "что бывало в один вечер узнаешь, и узнаешь легко" (Из слова "Венок на могилу Высокопреосвященного Иннокентия").

В то же время преосвященный ИННОКЕНТИЙ всячески заботился о возбуждении религиозного духа в народе. Кроме постоянного проповедования, к этому служили учрежденные им во всех местах служения Крестные Ходы, возобновление древних обителей (Ахтырской и Святогорской), древних памятников и Святых мест в Крыму, и составление умилительных Акафистов - Страстям Христовым, Покрову Пресвятой Богородицы и Живоносному Гробу.

В последние годы своего святительства ИННОКЕНТИЙ прославился самым живым Архипастырским участием в бедствиях Крымской войны и в высшей степени благотворным влиянием на Русских воинов.

Во время бомбардировки Одессы (10 апреля 1854 года), мужественный Архипастырь спокойно совершал Божественную Литургию и своим могучим словом поддерживал бодрость духа в жителях. После бедственного поражения нашей Армии при Альме, жители города Симферополя пришли в ужас и смятение. Внезапно без зова, без свиты, явился среди них Архипастырь и в соборном храме разразился словом укоризны за малодушие. Слово его было так сильно, что все бывшие в храме от стыда горели и плакали.

Из Симферополя ИННОКЕНТИЙ отправился в окровавленный и опаленный Севастополь; служил, говорил проповеди, раздавал войскам иконы, воодушевлял, ободрял и убеждал всех постоять за Веру и Отечество. Усиленные труды и тревоги надломили здоровье доблестного Архипастыря. Кончина его последовала мгновенно, 26 мая 1857 года (с. ст.), в день Пресвятой Троицы".

протоиерей Петр Смирнов

"История Христианской Православной Церкви", Петроград, 1916 г.

 

 
 


©2003-2004
Хостинг от uCoz