ПОСЛАТЬ ПИСЬМО НА ГЛАВНУЮ
Новость Церковь Государь Кесарь Форум Календарь
 
 

 

ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР ПАВЕЛ I ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ФИЛЕРМСКАЯ И МАЛЬТИЙСКИЕ СВЯТЫНИ

К 200-летию со дня обретения


О, неисчерпаемый Источниче Богородице Марие!Даруй душевное и телесное здравие всем с любовию Тебя призывающим!


Не умолчим о чудесах, явленных Божией Матерью от Святых икон Ея. Чудотворность икон является ради молитв и твердой веры: молитва веры - духовная сила, которая привлекает силу благодати и сама возвышается чудесами милосердия Божественного.

Россия первыми начатками христианства своего обязана милосердию Пречистой Девы. Сколько раз избавляла Она от опасностей, спасала от врагов православные страны нашего Отечества? По особенной благодати Божией Россия получила много чудотворных икон, которыми укреплялась вера русских в предательство Богородицы. История одной из них, редкой и, казалось бы, утраченной иконы Пресвятой Богородицы, известной под именем Одигитрии Филермской, неразрывно связана с Россией и католическим орденом Святого Иоанна Иерусалимского. Господу было угодно на малое время соединить воедино Православную Империю и Державный Мальтийский орден1 , чьей святыней и была много веков икона Пречистой Девы.

1После мученической кончины Государя Императора Павла I к руководству Мальтийского ордена пришли франкмасоны. Их участие в заговоре и цареубийстве - неоспоримый и доказанный факт. После избрания в 1806 г. нового Великого магистра Мальтийского ордена союз с масонами становится все более очевидным. Ныне Суверенный орден окончательно утратил свою независимость и пал под натиском масонов. От Христианского рыцарского духа, которым так восторгался Император Мученик Павел I Петрович, не осталось и следа.

Древнее церковное предание возводит начало икон Богоматери к временам Апостолов. В церковных песнопениях упоминается, что Филермская икона Пресвятой Богородицы - один из немногих образов, который во время земной жизни Пресвятой Богородицы, был написан Святым Апостолом и Евангелистом Лукою, спутником и помощником Апостола Павла.

I. История иконы

Икона была написана в 46 году от Рождества Христова и принесена Святым Лукой в Антиохию к назореям, посвятившим свою жизнь иноческому подвижничеству. У них она пребывала на протяжении трех столетий.

Позднее икону перенесли в Святой град Иерусалим, где ей, по воле Божией, также предстояло пробыть недолго. В 430 году супруга Византийского Императора Феодосия Младшего Евдокия совершила паломничество в Святую Землю и оттуда, по особому благословению, переслала икону сестре своего венценосного супруга. Пульхерия, как звали сестру Императора, со страхом Божиим, при большом стечении народа с честью поставила безценный образ в новоустроенной Влахернской церкви. В храме многие верующие во Святую Троицу получали исцеления, молясь пред чудесным образом Царицы Небесной.

Более семи веков чудотворная святыня хранилась в граде Святого равноапостольного Императора Константина. Но после захвата и разграбления в 1203 году крестоносцами Константинополя, икону вновь перенесли в Святую Землю. Именно тогда чудотворный образ оказался в руках католиков - рыцарей-иоаннитов, пребывавших в то время в городе Акре. Сей город через 88 лет, по попущению Божиему, был атакован и захвачен турками. Отступая, рыцари взяли Святую икону с собой и перебрались с нею на остров Крит в Эгейское море.

Вместе с иоаннитами чудотворный образ не находил покоя и путешествовал по свету. Все это время рыцари уберегали святыню от магометан.

Икона короткое время пребывала на Кипре. С 1309 года более двух веков святыня была укрыта на острове Родос в Эгейском море, завоеванном рыцарями у турок и сарацин.

В конце июля 1522 года стотысячная армия и флот турецкого султана Сулеймана I Кануни высадились на острове и начали осаду крепости и столицы Ордена иоаннитов. Рыцари защищались с большим упорством. В обороне участвовали и женщины.

20 декабря 1522 года над руинами Родоса был поднят белый флаг. В условиях сдачи острова, полученных и принятых турецким султаном, в том числе говорилось:

":чтоб позволено было кавалерам пробыть на острове 12 дней, пока не перенесут они на суда мощи Святых (среди них была десница Святого Иоанна Крестителя и Крест из части древа Креста Господня), священные сосуды из церкви Святого Иоанна, всякие орденские редкости и их собственное имущество: чтоб находившиеся на острове церкви не были поруганы: за что кавалеры со своей стороны уступают Порте как Родос, так и принадлежащие ему острова".

Покинув Родос, рыцари более семи лет перевозят святыни по разным городам Италии; остров Кандия, Мессина, Неаполь, Ницца, Рим, опасаясь попасть в зависимость от какой-либо верховной власти владетельных синьоров.

24 марта 1530 года Император Священной Римской Империи Карл V (1519-1556 гг.) передает острова Мальта, Комино и Гоцо, а также крепость Триполи в Ливии Ордену иоаннитов на вечные времена. 26 октября того же года святыни вместе с великим магистром ордена и советом прибыли на остров Мальта.

II. Новая Родина

По воле Божией чудотворная Филермская икона Пресвятой Богородицы обретает новую родину и укрытие от грабителей язычников и магометан. Местом ее ограждения стал форт Сан-Анжело (Святого Ангела), а позднее замок Святого Михаила - главная резиденция Мальтийского Ордена.

По молитвам к Заступнице Небесной была разбита тридцатитысячная турецкая армия султана Сулеймана, под командованием сераскера Мустафы-паши, высадившаяся 19 мая 1565 года в юго-восточной части острова. С 21 августа 1568 года реликвии рыцарей находились в построенной магистром ордена Жан де Ла Валеттом церкви Святой Матери Божией Победной.

15 марта 1571 года чудотворная икона и реликвии ордена были торжественно перенесены в новый город. Здесь в столице Державного Мальтийского Ордена Иоанна Иерусалимского городе Ла-Валетта, в соборе Святого Иоанна была сооружена часовня мадонны Филермо. В ней рядом с Алтарем и поместили чудотворный образ, писанный Святым Евангелистом Лукой.

С тех пор икона стала именоваться Филермской. Более двух столетий святыня не покидала острова, оставаясь вместе с другими христианскими реликвиями Мальтийского ордена, стражем Богоустроенного порядка и мира.

III. Первый русский паломник

Первым подданным Российской Империи, узревшим Мальтийские реликвии и прикоснувшимся к ним, был Православный христианин - боярин Борис Петрович Шереметев, генерал-фельдмаршал Русских войск и специальный посланник Царя Петра I Алексеевича (1696-1725 гг.).

Произошло это событие 1 мая 1698 года, что и было засвидетельствовано в исторических записках о 9-дневном путешествии, опубликованных сыном фельдмаршала в Санкт-Петербурге в 1773 году:

"Мая 8 числа боярин в церкви Святого Иоанна Предтечи, в которой того дня был гранд магистр, и все кавалеры слушали Литургию и все причащались. По окончании Литургии выносили с процессию и пением руки святого Великаго Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и сподобились все ее целовать". (И далее идет редчайшее описание десницы).

"Та святого Предтечи рука по запястья, и видом мощи весьма преудивительны являются, как будто недавно умершего человека. Показуют же оную руку всенародно годом немногажды".

Воспользуемся первым за многие века описанием десницы Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна, чтобы рассказать об истории обретения Мальтийским орденом этой святыни.

IV. Великая Святыня

Промыслу Божию угодно было засвидетельствовать истинность Православия множеством нетленных мощей Святых угодников Божиих. Мы ведаем, что Святые прославляются Создателем чудесным образом в различной мере. Тела Святых и угодников Божиих, пребывающие в нетлении, укрепляют нас в истинности христианского учения о воскресении мертвых и жизни будущего века.

Видя пред собою святые останки почивающих среди нас Святых, мы чувствуем, что они помогают нести наше земное бытие, и видимо посредствуют между нами и Творцом. И силой Божией совершаются от них чудеса непрестанно там, где есть горячая молитва в их заступничество, слезное молитвенное воздыхание и упование на милосердие Владыки.

Нетленные тела - милость Божия, пребывающая с нами до скончания века. Бог дивно являет мощи угодников Своих и первого из них - Ангела пустыни, Святого Пророка, Предтечи Господня Иоанна Крестителя.

По преданию правая нетленная рука его принесена Святым Евангелистом Лукою из Севастии, где было погребено тело Пророка его учениками, в Антиохию, а позднее и в Халхидон.

В X веке десницу Святого Пророка перенесли в Константинополь, где она и пребывала более пяти столетий.

По взятии после длительной осады и штурма войсками турецкого султана Мехмеда II Константинополя в 1453 году, святыня оказалась в плену у магометан. Однако не долго пребывали Христианские святыни в руках нечестивцев.

В 1484 году по смерти второго Александра Македонского, как называли Мехмеда II в Европе, появилась надежда возвратить святыни Христианскому миру. Сын Мехмеда султан Баязид II искал мира с рыцарями. Он не желал ссориться с великим магистром ордена Пьером д'Обюссоном, у которого в это время находился его младший брат принц Зизим - конкурент и претендент на турецкий престол. По той лишь причине Баязед II был вынужден передать в дар Мальтийскому Ордену величайшую Святыню Христианства - правую руку Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна.

Известно, что на святой кисти отсутствует два пальца - малый и средний. Предыстория оного разделения десницы такова.

V. Персты Иоанна

Мизинец от Святой кисти находился с 1200 года в Студийском монастыре, откуда позднее был перенесен в град Константинополь, где и хранится до сего дня вне стен храма, в нечистой темнице - Оттоманском музее.

Средний перст Святого Иоанна Крестителя был принесен Святителем Саввой Сербским Патриарху Герману и Царю Ласкарису, и был положен в монастыре Жиче. В течение многих десятилетий святыня хранилась в Печской Патриархии. Но в 1458 году, когда под ударами турок пало Сербское Царство, Елена, супруга Чурчева - сына деспота Лазаря Баранковича, с величайшим трепетом торжественно перенесла ковчег со Святым перстом в Морею, к своему отцу Тому Палеологу. Последний, спасаясь от нашествия турок и действуя, поддавшись страху, передал Святыню в руки латинян - римскому папе Пию II (1458-1464 гг.).

Оный глава католических отступников, поддавшись прелести духовной, вынашивал план обращения в католичество турецкого султана. С той целью папа предпринял безнадежные усилия по организации очередного Крестового похода с целью отвоевать у турок Константинополь. 14 (27) августа 1464 г. он тщетно ожидал появления союзнического флота крестоносцев, который он собирался лично возглавить и препроводить до Босфора. По легенде, когда же его известили о том, что ни один корабль не прибудет, папа умер от огорчения.

Пий II передал перст Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна в храм Святой Марии Сиенской, в родной город, где до избрания на папский престол он был епископом. Раз в году эта Святыня выносится для поклонения верующим, пребывающим в Сиену со всего мира. Такова история перста денницы первейшего из святых угодников Божиих Иоанна Крестителя.

Теперь вернемся теперь к событиям трехвековой давности.

VI. Духовная связь с Россией

Спустя два месяца после ознакомительного визита боярина Бориса Шереметева, на остров Мальта 19 июля 1698 года пребывает стольник, боярин П.А. Толстой.

Изучив укрепления самого города и фортов, он вместе с гроссмейстером Ордена осмотрел соборную церковь Святого Иоанна Предтечи, где и пребывали в ту пору Мальтийские реликвии. На том визиты до времени прекратились. Однако с восшествием на Престол Государыни Императрицы Екатерины II (1763-1796 гг.) визиты русских паломников на Мальту возобновились. С 1764 года по приказу Ея Императорского Величества к Христианским Святыням на поклонение отправляются многие русские офицеры и государственные деятели.

Спустя 100 лет после первого визита в столицу Ордена русского паломника Б. П. Шереметева, по воле Божией, Филермская чудотворная икона Пресвятой Богородицы и другие Святыни покидают Мальту. Свершилось оное по чудному Промыслу Царя Небесного.

VII. Нашествие Наполеона

10 июня 1798 года остров Мальта без видимого сопротивления был захвачен 40-тысячной армией французского тирана Наполеона. Двумя днями позднее на борту флагманского корабля "Орион" была подписана капитуляция, названная из уважения к прошлой славе Ордена, конвенцией.

В "благодарность" за не оказанное сопротивление французский диктатор присвоил себе все богатства рыцарей - кафедральный собор рыцарей был разграблен полностью. Одних только редких книг с Мальты было вывезено 972840 экземпляров, (они погибли на корабле близ Египта). Как указывали очевидцы: "Сокровища, взятые здесь ими, были безчисленны..." Но, по милости Божией, величайшие Христианские Святыни были спасены от уничтожения тираном.

Покидая Мальту, по приказанию прокаженного революцией французского правительства, великий магистр ордена Гомпеш увез с собою Святыни: десницу Святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня, чудотворный образ Филермской иконы Божией Матери. Вместе с ними он вывез и символы Ордена (печать, корону и "кинжал чести").

VIII.Скитания по Европе

Спасая Святыни от рук французских вольнодумцев, магистр Ордена перевозил их с места на место по всей Европе. Так они на малое время оказались в городе Триест, позднее в Риме и, наконец, оказались в Австрии. Здесь низложенный Наполеоном магистр как частное лицо остановился частным порядком, справедливо надеясь найти защиту в лице Австрийского императора.

Лишь по прошествии года, Гомпеш огласил свое решение добровольно отказаться от титула великого магистра Мальтийского ордена. О том он сообщил в письмах Австрийскому императору Франциску II (1792-1806 гг.) и Всероссийскому Государю Императору Павлу I (1796-1801 гг.). Будущее чудотворного образа и Святынь было, по воле Божией, предрешено.

IX. Низложение магистра

15 августа 1798 года оставшиеся верными клятве защищать Христианство кавалеры и сановники Ордена из России и Европы, общим решением низложили магистра Гомпеша. Они обвинили его в ":глупейшей безпечности" - предательской сдаче Наполеону Мальты без боя.

Рыцари сочли возможным назвать его соучастником измены, после чего обратились с нижайшей просьбой к Государю Императору Павлу I Петровичу принять Мальтийский Орден под свое Державство.

Однако, по тайному внушению свыше, Самодержец Всероссийский не спешил с принятием рыцарского титула.

X. Под управлением Русского Императора

Государь Всероссийский принял титул Великого Магистра Мальтийского ордена только 24 ноября 1798 года.

Римский престол не воспрепятствовал этому, уверенный на помощь Российского Императора, единственного и истинного Христианского Государя, способного противостоять стремительно распространяющейся революции. Угроза агрессии возрастала день ото дня, и армия Наполеона скоро докатилась до папского государства, и подчинила его (1797 г.) власти Французской Директории.

Двумя годами позднее по приказу Наполеона генерал Бертье вывез Пия VI (1775-1799 гг.) в Сиену, во Флоренцию, а затем и далее на юго-восток Франции в крепость Валанс на реке Рона, где понтифик вскоре и умер.

Государь Император Павел I в Манифесте при восшествии на Престол Государства Российского объявил о своем желании всеми угодными Богу возможными средствами противиться ":неистовой Французской республики", угрожающей всей Европе ":совершенным истреблением закона, прав, имущества и благонравия". Государь не на словах, а на деле участвовал в противостоянии с армией французского диктатора.

Известно, что Русский Самодержец дал Французскому королю Людовику XVII убежище в Митаве, а на Волыни и Подолии разместил 7-тысячный корпус, состоявший из 5 полков французов-эмигрантов, состоявших на русской службе, под командованием принца Конде. На титул Великого Магистра Ордена Государь имел полное право. Ведь он самодержавно управлял миллионами католиков Российской Империи, и де-факто мог возглавить орден.

Факт сей признали практически все светские правительства Западной Европы, кроме естественно самой Франции, Испании и Рима.

Решение Государя Павла I Петровича получило признание у первого среди коронованных особ Европы - Императора Священной Римско-германской империи и Апостолического короля Венгрии Франциска II. Он был последним неправославным монархом, у которого во владении находилась чудотворная Филермская икона Пресвятой Богородицы и другие Святыни Мальтийского Ордена - десная рука Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и часть древа Животворящего Креста Господня.

Австрийский Император искал пути союза с Российской Империей против восставшей и пораженной хаосом Франции. И чтобы расположить к себе Государя Императора Павла I, уже более полугода носившего титул Великого Магистра, Франциск II принудил фон Гомпеша к отречению, и приказал конфисковать у него священные реликвии Ордена, которые тот хранил, найдя убежище в Австрии.

Святыни, в числе которых была и чудотворная Филермская икона Божией Матери, по приказу Австрийского Императора без промедления были отосланы специальной делегацией в новую резиденцию Ордена - Санкт-Петербург. Такова история их перемещения в Россию.

XI. Святыни в России

201 год назад, величайшие для всего Христианского мира святыни пересекли границу Православной Державы Российской. С того дня и до сего времени мы веруем несомненно, что Промысел Божий привел эти Святыни на Русскую землю в утверждение, во свидетельство, в охранение истинности Православной веры.

В августе 1799 года депутация Мальтийских рыцарей была принята в Петергофе Всероссийским Императором Павлом I - 72-м Великим Магистром Державного Мальтийского Ордена. Рыцари просили Самодержца принять Святыни Ордена за оказанные Русским Императором благодеяния и заботу. Приняв дары, Государь повелел отметить это событие с особой торжественностью и увековечить в истории Церкви.

В сентябре 1799 года Двор перебрался на осеннее время из Санкт-Петербурга в Гатчину, которая с 1783 года принадлежала Цесаревичу Павлу, будущему Императору. На 12 (25) октября 1799 года были назначены два важнейших события.

Первое касалось Августейшей Семьи Государя - бракосочетание любимой старшей дочери Павла I Великой Княжны Александры Павловны (1789-1801 гг.). По воле Державного родителя она выходила замуж за эрцгерцога Австрийского, палатина Венгерского Иосифа (1776-1841 гг.). Союз великих Христианских Держав укреплял дружбу и оборону Империй пред угрозой Французского вторжения.

Второе и важнейшее для нашего Отечества событие навсегда вошло в Православный Церковный месяцеслов - торжества по случаю перенесения из Мальты в Россию Филермской иконы Божией Матери и других Христианских Святынь и орденских реликвий.

XII. Торжественное перенесение

В 10 часов утра из Гатчинского дворца выехал Императорский кортеж по направлению к Ингебургу, где находились представители Мальтийского ордена. После встречи депутации у Спасских ворот и краткого молебна Государь Император с Августейшей семьей, духовенством и многочисленной свитой отправились обратно во Дворец.

Торжественно во главе Крестного хода шествовало духовенство, за которым в золотой карете ехал граф Джулио Литта (1765-1839 гг.), везший на красной бархатной подушке золотой ковчег с десницей Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. За графом следовали Мальтийские рыцари, везшие небольшую чудотворную икону Божией Матери Филермо и Крест из части древа Животворящего Креста Господня.

Рядом с каретой в парадном облачении Великого Магистра шел Государь Император Всероссийский Павел I в сопровождении свиты из числа рыцарей. По прибытии во Дворец Павел I сам взял золотой ковчег и внес его в дворцовую церковь, где Святыня и была положена на отведенное для нее место.

Государь незамедлительно распорядился выделить свыше 7 фунтов (2,8665 кг) золота ювелиру Ф. К. Теремену на изготовление драгоценной ризы для чудотворной Филермской иконы Божией Матери. Риза была также усыпана драгоценными камнями. Тогда же было изготовлено два ковчега - для десницы Святого Иоанна Крестителя и частицы Животворящего Креста Господня.

Так по милости Божией Россия обрела три Великих Христианских Святыни.

XIII. Святыни в Императорском Дворце

В память оного события Русская Православная Церковь установила 12 (25) октября празднование - перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Святого Пророка Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.

Праздник торжественно отметили лишь однажды - в 1800 году, и после насильственной смерти от рук заговорщиков Государя Императора Павла I (1 (14) марта 1801 г.) праздник только значился в месяцеслове.

С 1801 года Мальтийские святыни пребывали в Императорском Зимнем Дворце, в богато украшенном соборе Спаса Нерукотворного Образа. Так было четверть века, пока не случился ужасный пожар в декабре 1837 года. По восстановлению Зимнего Дворца, 25 марта 1839 года святитель земли Русской Митрополит Филарет (Дроздов) в присутствии Императорской Семьи освятил обновленный собор, в котором Святыни заняли подобающее им место.

XIV. Промысел Божий

Некоторое время до сего события сын Государя Императора Павла I Николай I, будучи, по воле Божией, Императором, не мог, как и многие его современники, объять всю мудрость и прозорливость убиенного отца своего - отчего, будучи Русским Православным Царем, Павел I, пребывая в Столице Империи Санкт-Петербурге, решился принять рыцарский титул. Отчего Русский Государь был провозглашен гроссмейстером католического Ордена, зависимого от Рима и папы?

Смущения оные имели место быть до тех пор, пока Сам Господь не открыл Императору Николаю I истину устами преданного ему и Престолу поданного. Им был "Нестор российской дипломатии" - Русский посол в Лондоне (1840-1854, 1858-1874 гг.), барон и граф (с 1871 г.) Филипп Иоаннович Бруннов (1797-1875 гг.).

Сей умный и наблюдательный дипломат, отличавшийся умением усваивать и излагать особые мнения, равно как и убиенный Император Павел I, был до самой смерти убежденным противником революций, особенно французских. Он первым откликнулся на масонский переворот во Франции в 1848 году, и объяснил Государю Николаю I Павловичу истинные причины, последствия и историческое значение свершившегося в 1799 году события - принятие благочестивым отцом Государя - Павлом I титула Великого Магистра Мальтийского ордена.

Император Павел I, по воле Божией, готовился отразить нашествие безбожников на Русь и Европу, и, таким образом, готовился собрать под знамена Мальтийского ордена все живые и способные к сражению Христианские силы старой Европы; материальные и моральные, военные и духовные, дабы повсюду установить Богом данный порядок и укрепить Христианскую цивилизацию, против кощунственных идей богоборческого разрушения, какие и породил демон Французской революции.

Однако враги России и Православия не дали оному замыслу Императора Павла I сбыться. Он был предательски убит англичанами-масонами вкупе с предателями - поданными своими из окружения своего сына. Ему то и попустил Господь испытать на себе нашествие "двадцати языков".

Отечественною войною 1812 года Император Александр I Павлович Благословенный (1801-1825 гг.) омыл свой грех. Столь кровопролитной войною укрепился в вере и народ Православный. Он принял на себя удар наполеоновской армии, охотившейся за безценными сокровищами Христианской цивилизации.

XV. Ограждая Династию

С собором Спаса Нерукотворного образа, где отныне пребывали Святыни, вязаны многие события в жизни Императорской Семьи: венчания, крестины, молебны и панихиды. Члены Императорской фамилии молились обычно в моленной за Алтарем. Посторонние в храм, как правило, не допускались. Исключением был только престольный праздник. В оный день из часовни Спасителя приносили Его чудотворный образ.

Каждый год, 12 (25) октября, в праздник переноса Мальтийских святынь, происходило торжественное Богослужение с поминанием убиенного Государя Императора Павла I. Такое же торжественное Богослужение в присутствии правящего Государя и кавалеров Георгиевского ордена свершалось 16 ноября (9 декабря), в Юрьев день.

Известно, что с 1798 года настоятели собора Спаса Нерукотворного образа, из которых обычно выбирались Императорские духовники, именовались пресвитерами и возглавляли придворное духовенство.

XVI. Прошение народа

Тем временем в 1852 году, в Гатчине завершилось шестилетнее строительство великолепного, величественного собора во имя Святого Апостола Павла. Его торжественное освящение проходило в присутствии Государя Императора Николая Подвиголюбивого (1826-1855 гг.). В оный день прихожане и осмелились обратиться с прошением к Христолюбивому Императору, перенести Мальтийские Святыни в собор, носящий имя небесного покровителя убиенного отца его - Государя Мученика Павла I.

Сын Благочестивого Государя Мученика - Император Николай I не дерзнул расстаться с реликвиями, поднесенными Державному отцу его и Православной Церкви, но отдал распоряжение ежегодно переносить Святыни в Гатчину для поклонения и лобызания их народом.

Более того, уступая просьбам верующих, в том же 1852 году Государь Император распорядился:

":поручить одному из хороших иконных живописцев списать копию с находящегося в большей церкви Зимнего дворца образа Пресвятой Богородицы, привезенного из Мальты, писанного Лукою, и по сделании к написанному образу серебряного вызолоченного оклада, наподобие того, как теперь имеется, доставить изготовленный образ в Гатчинский собор, где оный должен быть помещен на аналое".

Высочайшее повеление было исполнено - список с чудотворной иконы Филерской был выполнен с особой любовью, и обрел свое место в Павловском соборе. Однако на том его история не закончилась.

С 1852 по 1919 год, как и повелел Император Николай I Павлович, все три Святыни раз в году перевозились из Зимнего Дворца в Гатчину в Дворцовую церковь. Оное свершалось всегда накануне праздника. Оттуда 12 (25) октября совершался многолюдный Крестный ход в Павловский собор, где Святыни на 10 дней выставлялись на поклонение православного народа. Со всей России и мира съезжались богомольцы. Они имели счастье, по милости Божией и своего Государя поклониться Святыням, и, конечно, же, помянуть добрую память убиенного Государя Мученика Павла I.

22 октября по с. ст. Святыни вновь возвращались в Санкт-Петербург в Императорский Зимний Дворец. Так бы происходило и теперь, если бы не свершились известные кровавые события 1917 года.

XVII. Охота за Святынями

На протяжении всей последней истории Мальтийский Орден, запрещенный в Российской Империи указами Государя Императора Александра I в 1810-1817 гг., не оставлял попыток любым способом возвратить себе Святыни.

Исполняя союзнический долг в Великой войне, и надеясь на помощь войск Италии, по распоряжению Государя Императора Святого Мученика Николая II (1894-1917 гг.), в 1915 году с чудотворной иконы Филермской Божией Матери, была сделана фотография. Она была передана в Мальтийский музей по просьбе старшего судьи и председателя судебной палаты острова Мальта господина Пулличино.

Через 10 лет Италия вероломно приобретет оный список, о чем будет сказано далее. С 1917 года начинается новая, таинственная и трагичная история спасения Святынь из охваченной кровавым бунтом России.

В 1923 году Итальянское правительство, одно из первых признавшее преступный большевистский режим, обратилось в Москву с просьбой вернуть, и очевидно, за большое вознаграждение, реликвии Мальтийского Ордена. Однако, по милости Божией, исполнить оное и до сего дня остается католикам и масонам невозможно.

XVIII. Тайный побег из России

О дальнейшей судьбе Святынь мы узнаем от настоятеля Гатчинского Павловского собора протоиерея отца Андрея Шотовского написавшего в Наркомат просвещения следующее:

"1919 года, января 6 дня Протопресвитером Зимнего дворца отцом А. Дерновым были привезены ":святыни: часть древа Животворящего Креста Господня, десная рука Святого Иоанна Крестителя и икона Филермской Божией Матери. Все эти святыни были привезены в том виде, в каком они и всегда были привозимы 12 октября в собор, то есть на иконе Божией Матери - риза и ларцы для мощей и Креста. После Богослужения, совершенного Петроградским Митрополитом, эти святыни были выставлены на некоторое время в соборе для поклонения верующих жителей города Гатчины:"

Далее в своем письме отец Андрей сообщал, что 13 октября в собор явился граф Павел Иванович Игнатьев (Министр народного просвещения в 1915-1916 гг.), ":с каким-то военным", и изъял Святыни.

Настоятель собора протоиерей Иоанн Богоявленский упаковал Святыни в футляр, и П. И. Игнатьев увез их в Эстонию, в город Ревель. Некоторое время они находились там, в православном соборе, а после были тайно перевезены в Данию, где пребывала в трагическом изгнании вдовствующая Императрица Мария Феодоровна - супруга Самодержца Всероссийского Александра III и матерь убиенного богоборцами Святого Царя Мученика Николая II.

После кончины вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны, 13 октября 1928 года в пригороде Копенгагена ее Августейшие дочери Великие Княгини Ксения и Ольга передали Святыни главе Русской Православной Церкви Заграницей Митрополиту Антонию (Храповицкому) (1863-1936 гг.).

Некоторое время святыни находились в православном соборе г. Берлина. Но в 1932 году, предвидя великие бедствия от немцев, Епископ Тихон, окормлявший берлинскую паству, передал Святыни королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу (1875-1934 гг.), который с особенным благоговением хранил их в часовне королевского Дворца, а после и в церкви загородного Дворца на острове Дединьи.

XIX. На земле Югославии

В апреле 1941 года, с начала, оккупации Югославии германскими войсками 18-летний король Югославии Петр II и глава Сербской Православной Церкви Патриарх Гавриил (Дожич) вывезли великие Святыни в отдаленный Черногорский монастырь Святого Василия Острожского, где они тайно сохранялись.

До недавнего времени следы реликвий считались утраченными. Но в 1951 году в монастырь прибыли местные чекисты - специальная служба "Удба" (югославский ОМОН). Они взяли Святыни и отвезли их в Титоград (ныне Подгорица). Прошло время, и богоборцы передали реликвии в руки таких же безбожников - в Государственное хранилище исторического музея города Цетинье.

В 1968 году один из полицейских тайно сообщил о Святынях Цетинскому игумену Марку (Каланья) и Епископу Даниилу. По особой милости Божией оным православным архиереям и удалось в 1993 году вызволить из многолетнего заточения десницу Святого Иоанна Крестителя и частицу Животворящего Креста Господня.

С этого времени и до сего дня Святыни пребывают в Цетинском мужском монастыре.

30 октября 1994 года на открытии Собора Сербской Православной Церкви Черногорский Митрополит Амфилохий открыл тайну православному народу, - что же скрывалось под скромным наименованием церковных "вещей", найденных в монастыре Святого Василия и переданных в Цетинский монастырь Святого Петра Цетинского.

Впервые о радостной вести узнали во время визита в Черногорию Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

После окончания Божественной Литургии Русский Патриарх благословил десницей Святого Иоанна Предтечи народ Черногории, как потом оказалось пред трагическими событиями войны и раскола.

XX. Новая угроза

Филермская чудотворная икона Пресвятой Богородицы так и находится в заточении в историческом музее древней столицы Черногорской Митрополии, городе Цетинье, и все попытки православной общественности, мирян и духовенства вызволить ее из плена до сих пор остаются безуспешными.

Война против Югославии 1999 года и государственный переворот 2000 года на неопределенное время отбросила надежду обрести чудотворную икону в стенах храма.

Радует и утешает христиан только одно - Святыня цела, невредима и находится на территории Православного государства братской Черногории.

Вызывает тревогу другое, - Ватикан и суверенный Мальтийский Орден, который является вторым по численности католическим Орденом после ордена иезуитов, не оставляют попыток овладеть Христианскими Святынями.

Подтверждается оное военными событиями в Югославии 1999 года, в которых незаконно участвует Италия, войска которой до сих пор оккупируют часть территории Сербского края Косово.

Известно, что и светская власть в Черногории теперь особенно благосклонна сегодня к Риму - источнику дохода от безчисленных (до войны) туристов. Провоцируется преступный раскол в Сербской Православный Церкви - Черногорская Митрополия жаждет автономии и полного отделения в итоге.

Такими коварными мерами отпавший от Единой Соборной Апостольской Церкви Рим все ближе подбирается к деснице Святого Пророка Иоанна Крестителя и другим Мальтийским Святыням. Не оставляет преследований Святынь и Французская армия, которая три столетия воюет с ее хранителями - Православными Христианами. Так было на Мальте, в России, а теперь и на земле многострадальной Югославии (край Косово).

XXI. Война за Святыни продолжается

Сегодня у алчных политиков и авантюристов есть еще одна цель на Балканах - овладеть безценными рыцарскими реликвиями.

Нет уверенности в том, что их не попытаются выкупить, обменять или даже выкрасть с территории православной Черногории. Сделать это теперь Италии и ее союзникам по НАТО значительно легче. Все сказанное вводит в великий соблазн католиков, протестантов и масонов все еще надеющихся обрести тайно или явно накануне третьего тысячелетия великие Христианские Святыни.

Попытки такого рода уже были; в 1925 году, когда по прошествии двух лет по просьбе итальянского правительства, послу Италии в СССР в тайне от Русской Православной Церкви и мирян, был незаконно передан тот самый список с чудотворной Филермской иконы Божией Матери, который в 1852 году был выполнен, по распоряжению Государя Императора Николая I, для установления в Гатчинском Павловском соборе.

Известно, что икона пять десятилетий хранилась на виа Кондотти в Риме в резиденции Суверенного Военного Ордена Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты (полное название Ордена). С 1975 года и по сей день, она пребывает в базилике пресвятой Марии Ангельской в городе Ассизи.

Последнее из оставшихся в России изображение Филермской иконы Божией Матери находится на медальоне Великого Магистра де Ла Валетта - большом Мальтийском кресте с помещенной в его центре, на медальоне, изображением иконы. В настоящее время он хранится в собрании Оружейной палаты музеев Московского Кремля.

Мы веруем, что Святой Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн охраняет десной рукой своею нашу Правую веру, наше благочестие, нашу праведность. Он утверждает Православие и ограждает нас и братьев славян - сербов, от ересей и расколов, испрашивая нам у Престола Господня помощь твердо стоять в вере и иметь силы исповедовать Христа!

Будем непрестанно и горячо молиться Пречистой и Преблагословенной Богородице о милости Божией, дабы не попа в руки еретиков-латинян Ее чудотворный образ - Филермская икона.

Будем сердечно просить Господа нашего Иисуса Христа не отнимать у нас грешных части древа Животворящего Креста Господня!

Уверуем и не источим надежды на скорое, по воле Божией, возвращение великих Святынь в Россию, в наш Святой град Петра и Павла.

Молитвами Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!

АЛЕКСАНДР РОЖИНЦЕВ

4-6 VIII 1999 г. - 17 октября 2000 г.

г. Санкт-Петербург.

В статье использовались материалы из книги

А. Андреева, В. Захарьева, И. Нестеренко

"История Мальтийского ордена",

Русская Панорама, 1999 г.

 

 

 
 


©2003-2004
Хостинг от uCoz