ЧИН МИРОПОМАЗАНИЯ ЦАРЕЙ РУССКИХ ПРИ ВЕНЧАНИИ ИХ НА ЦАРСТВО |
|
Придворный протоиерей Дмитрий Соколов
Состоит оно из чина Венчания, иначе Коронации, и чина Миропомазания. У нас в России, чин этот совершается в Московском Успенском соборе. Чинопоследование начинается молебном оздравии Их Императорских Величеств, за которым следует служба часов. Во время чтения часов приносятся в храм Царские регалии(порфира, корона, скипетр и держава). Епископы в полном облачении встречаю трегалии каждением и окроплением Святою водою, и остаются при входе в храмдля встречи Их Императорских Величеств. При вступлении в соборИмператора и Императрицы, один Митрополитприветствует Их и дает Имцеловать Крест, а другой Митрополит окропляет Их Святоюводою. Их ИмператорскиеВеличества идут в храм в предшествии Епископов,делают земной поклон предЦарскими вратами, прикладываются к местнымиконам и, взойдя на Трон,садятся на приготовленные Им Престолы (седалища)посреди церкви, а Епископыстановятся по обеим сторонам от Трона кЦарским вратам. Во время этого входапоется псалом (100-й): ":милость и суд воспою Тебе, Господи:" Когда ИхВеличества сядут наПрестолы, первенствующийМитрополит (теперь Патриарх -здесь и далее прим. "ПР")входит на амвон Царского Трона и спрашивает уГосударя о Еговероисповедании. Императорв ответ на это читает вслухСимвол Веры. После всенародногоисповедания Веры Царемначинается чин Венчания, иначе Коронования. После пения"Царю небесный:"произносится великая ектинья, сприсоединением прошений облагословенномЦарствовании; затем поются: "Боггосподь:" и тропарь:"Спаси, Господи люди Твоя:" и читаютсяпаремия, Апостол иЕвангелие. Паремия (Ис.49,13-19) говорит опокрове Божием над Царем;Апостол (Рим.13,1-7) - о повиновении Царям; Евангелие(Матф.22,15-23) - о подати Кесарю.По прочтении Евангелия Император облачается впорфиру (пурпурную одежду) инадевает цепь ордена Святого Апостола АндреяПервозванного, которыеподносит Митрополит (Патриарх). При этомоблачении Митрополитпроизносит: "Во имяОтца, и Сына, и Святаго Духа".По облачении в порфируИмператор преклоняет главу; и когда Митрополитосеняет Его поверх главыКрестным знамением, крестообразно возлагаетруки на главу Его и молит,чтобы "Господь помазал Царя елеем радования,одел Его силою с высоты,наложил на главу Его венец от камене честнаго,даровал Ему долготу дней,дал в десницу Его скипетр спасения, посадил Его наПрестоле правды, сохранилЕго под Своим покровом и укрепил ЕгоЦарство". После этой молитвыГосударь берет с подушки,поднесенной Ему Митрополитом (Патриархом), венец(корону) и сам возлагает егона Свою главу, причем Митрополит говорит: "Во имя Отца, и Сына, и СвятагоДуха, аминь". По возложенииГосударем на Себя короныМитрополит объясняет значение Коронования: "Видимое сие и вещественноеглавы Твоея украшение явный образ есть, яко Тебе,Главу ВсероссийскогоПрестола, венчает видимо Царь славы Христос:"Потом Государь берет сподушки, поднесенной Ему Митрополитом, в правуюруку скипетр (трость-жезл), а влевую руку - державу (небольшой шар - символподвластной области); причемМитрополит (Патриарх) произносит: "Воимя Отца, и Сына, и СвятагоДуха". После этогоМитрополит (Патриарх)говорит Царю о значениискипетра и державы: "Богомвенчанный, Богом дарованныйи Богом приукрашенный, Благочестивый,БлагочестивейшийСамодержавнейший ВеликийГосударь Император Всероссийский! Приимискипетр и державу, еже естьвидимый образ данного Тебе от Всевышняго надлюдьми Своими Самодержавияк управлению их и к устроению всякогожелаемого имблагополучия" Приняв Царскиерегалии, Император садитсяна Престол (трон) и, положив скипетр и державу наподушки, поданные Емусановниками, призывает Государыню Императрицу. ЕяВеличество встает со СвоегоПрестола, становится на колени пред ГосударемИмператором. Императорснимает с Себя корону, прикасается к головеИмператрицы и потомвозлагает корону на Себя, ана Императрицу возлагаетменьшую корону, поднесеннуюЕму сановником. После Коронования Императрицы наНее возлагается порфира ицепь ордена Святаго Апостола АндреяПервозванного, и Она садитсяна Свой Престол. Тогда диакон возглашает многолетиеИх ИмператорскимВеличествам (как бывает на Царских часах). Послемноголетия Государьстановится на колени и вслухпроизносит молитву, в которойпросит Господа: "Настави Мя вделе, на неже (на которое)послал Мя еси, вразуми и управи Мя в великомслужении сем:" Чин Коронованияоканчивается молитвою,произносимою Митрополитом (Патриархом), сколенопреклонением всехприсутствующих и пениемпесни: "Тебе Бога хвалим".Вслед за этою песнеюначинается Литургия. Во время литургиисовершается чинМиропомазания. Император при началеслужбы снимает с Себякорону. По прочтенииЕвангелия, она подносится к ИхВеличествам для целования.По окончании пения причастна, Император передаетсановнику Свою шпагу ипоходит в порфире к Царским вратам, которые в этовремя открываются, аИмператрица, идя за Ним, останавливается между трономи ступенями пред Алтарем. Из Алтаря выходят дваМитрополита.Первенствующий Митрополит(Патриарх) помазывает Государя Святыммиром на челе, очах, ноздрях,устах, ушах, на груди и на руках с обеих сторон,говоря при каждом помазании:"Печать Дара Духа Святаго";другой Митрополит отираетхлопчатою бумагой миропомазанные места. ПринявСвятое помазание, Государьотходит и становится с правой стороны Царскихврат против местной иконыСпасителя. Тогда подходит к Царскимвратам ГосударыняИмператрица. Первенствующий Митрополит (Патриарх)помазывает Ее Святым миромтолько на челе, с произнесением слов: "ПечатьДара Духа Святаго", адругой Митрополит отирает хлопчатою бумагойместо помазания. ПринявМиропомазание, Императрица отходит и становитсяв левую сторону Царских вратпротив местной иконы Богоматери. По окончанииМиропомазания ИхВеличества приобщаютсяСвятых Христовых Тайн. Для этого Митрополит(Патриарх) вводит Императорачерез Царские врата в Алтарь и здесь, у Престола,приобщает Его Святых Тайн,как Помазанника Божия и Верховного покровителяХристианской Церкви, по чинусвященнослужителей, то есть дает ему в рукучасть Тела Христова и потомпреподает Ему из чаши Кровь Христову.Императрица же приобщаетсяСвятых Тайн у Царских врат обыкновенным для мирянпорядком. По Причащении ИхИмператорские Величествасадятся на свои Престолы и здесь, по прочтенииблагодарственных молитв ивозглашении многолетия, принимают всеподданнейшиепоздравления от духовных исветских особ с совершением Коронования иСвященного миропомазания". "Учениео богослужении Православной Церкви" Санкт-Петербург, 1908 г.
|
|